Уход Бекхэма как событие года

3.1.2014, 21:56

Это произошло 18 мая. Признаться, таких богатых похорон я давненько не видывал. 45 тысяч человек на стадионе поднялись со своих мест и устроили овацию ветерану английского футбольного цеха. Казалось бы, обычная процедура, но что-то в ней определенно было не так. Во-первых, не так много британцев прощается с футболом за пределами Туманного Альбиона. Во-вторых, вся эта церемония напоминала финал голливудской картины, главный герой которой уже не молод, но еще может, и, вернувшись на топ-уровень, обезвредил бомбу в самолете американского президента.

Вся жизнь мистера Бекхэма похожа на фильм. Это серьезный блокбастер, номинант на премию «Оскар».

Мальчик рос и креп в Лондоне, однако прочные узы родительской любви не позволили юному Бексу залюбить «Вест Хэм», «Арсенал», «Челси» или любой другой столичный клуб. Предки Дэйва еще в детстве подсели на красную дьявольщину и даже ездили на домашние матчи «Юнайтед» в Манчестер. Бекхэм унаследовал любовь к манкунианцам и уже в 14 лет заключил школьный контракт с клубом. А в 92-м дебютировал за взрослую команду «МЮ», и, как говорится, понеслась...

Дэвид выиграл с «Юнайтед» все, что только возможно выиграть в клубном футболе (господи, Кубок УЕФА не в счет) и отбыл в «Реал». В Мадриде Бекхэм дополнил футбольный Олимп, заняв в средней линии место Бога Паса, рядом с великими и равными ему Зиданом и Фигу.

А потом ему стало скучно и он задумался о будущем. И действительно, что ждет великого европейского футболиста? Помощник Анчелотти как Зидан, неловко выглядящий в пиджаке амбассадора ФИФА Лиуш Фигу, примерный семьянин как Скоулз – ни одна из этих ролей Бекхэму не подошла. Разве что, последняя, но ее Дэйв твердо решил совместить с ролью успешного американского селебрити. А потому он начал искать подход к требовательной и малознакомой штатовской публике еще будучи игроком.

В среде не только хейтеров, но и поклонников Бекса бытует мнение, что в Америку Бекхэм уехал зря и многое в футболе потерял. Но тут же дело в другом, это футбол многое нашел, благодаря переезду Бекхэма в США. Дэвид привез на чуждую, пусть и англоговорящую, землю не только семью и набор изготовленных по индивидуальному заказу бутс; благодаря Спайс-бою американская публика познала истинную радость пользования продуктом под названием футбол. Вместе с Бексом в Штаты пришли два равнозависимых интереса – к игре и к деньгам (второе удерживает аудиторию, когда неспособно первое). Публика отправилась на стадионы и к экранам, а потом MLS заманила великое множество тех, кто хорош, но им уже за 30. Благодаря появлению на континенте английской звезды было утверждено правило, позволившее вывести из-под потолка зарплат двух футболистов в клубе. Нет, желающих на старости лет получать зарплату на родине американских долларов и раньше хватало, но с переездом в США Бекхэма, возросло не только количество звезд в летах, но еще и качество предоставляемого продукта.

За новинкой из Европы потянулись Том Круз, Ева Лонгория, Биг Арни и прочие светские зубры, что автоматически означало приток их персональных поклонников в футбольную индустрию США. В итоге, Бекс, даже толком не сыграв на американской земле, стал самым настоящим хедлайнером новостей. Ну, а потом он стал чемпионом MLS.

Многие гадали, чего именно не хватает в жизни Бекхэму? Есть красавица жена, смышленые дети, денег море, популярности океан, а заработанных трофеев – любой фифагеймер обзавидуется. Нет только успешного выступления английской сборной. А это дело уже деньгами и личными качествами не поправишь.

Помните, как играла Англия с Бексом в составе? Той команде выдавали неоправданно много авансов, но максимум, чего смогли добиться родоначальники футбола с голивудской звездой в составе – четвертьфинал чемпионата мира 2002. Какой бы грустной ни была эта история, но было у нее и свое предназначение. Сценический образ капитана сборной/неудачника был необходим для полного раскрытия характера главного героя. Даже хваленые Бэтмэн и Спайдермэн не способны хорошенько наподдать злодею, не получив от того конкретных... Ну вы понимаете. Таким злодеем, а одновременно и объектом вожделения для Бекхэма была сборная, роман с которой, как английской, так и Олимпийской, у Дэвида не сложился. При всем при том, что капитантство в национальной команде сам Дэйв считает своим главным достижением.

Но таков был сценарий футбольной жизни великого английского футболиста и теперь ему был необходим достойный финал. Даже не так, мощный аккорд, кода всей карьерной симфонии. И Бекхэм был бы не Бекхэм, если бы не придумал что-то грандиозное.

Для начала он вернулся в Европу, но не в Англию, в которой постоянно нужно что-то доказывать, а в скромную по футбольным меркам Францию. ПСЖ, подписав Бекхэма, обеспечил себе определенный приток болельщиков. Бекхэм, подписав ПСЖ, обеспечил себе возможность проститься с футболом не на задворках, где-нибудь в США, а в Европе. За парижан Бекс сыграл всего 14 матчей, включая блестящую дуэль с «Барселоной», которая, по сути, и стала тем самым ветеранским камбеком на топ-уровень. А когда все было готово к последнему выходу на сцену, Дэвид объявил о завершении карьеры.

Я хорошо помню финал этого фильма. На 77-й минуте, олицетворяющей ту самую цифру «7», под которой Бекс творил, на кромку поля выходит Лавесси. И тут же режиссер трансляции дает крупный план Бекхэма. Слова излишни – лицо англичанина, говорит больше, чем может выразить комментатор словами, Бекхэм с трудом сдерживает слезы. Но игра продолжается, остановки просто нет. Команды и рады бы выбить мяч, чтобы дать возможность игрокам поменяться местами, но никто не решается этого сделать специально. В итоге пауза наступает только через 4 минуты – это Брест неожиданно забивает, но несчастный нападающий даже не пытается праздновать – до него никому нет дела. Ты уж прости, Брест.

Все взгляды устремлены на Дэвида, который уже не пытается сдерживаться и со слезами на глазах прощается с партнерами и зрителями. Прощается навсегда. Его стоя провожают 45 тысяч человек и никто не торопит. Судья останавливает секундомер, но время остановить он не в состоянии. Бекхэм, наконец, встречается с Лавесси, который бодро треплет его за волосы и убегает куда-то в поле. Сцена объятий с Анчелотти и все, конец фильма.

Финал, по своему величию подобный большому пальцу Шварценнегера во втором Терминаторе или прощальному поцелую Ди Каприо в Титанике. Финал, достойный прекрасного футболиста. Это был финал целой эпохи – Бекхэма-футболиста.

Для кого-то Бекс навсегда останется Спайс-боем и слащавым товаром на рынке человеческого тела. Для меня же Дэвид навсегда останется тем парнем, который в старинной рекламе Adidas под шедевр Angel от Massive Attack укладывал мяч в крохотное дупло, а потом также непринужденно, как в ролике забивал в ворота Колумбии на ЧМ — 98. А потом еще и еще повторял тот же самый трюк, только уже с другими командами. Нельзя винить его в том, что он родился с невероятным чувством стиля, однако он бесконечно виновен в том, что миллионы людей равняются на него. В том, что он обращал в футбольную веру тех, кто раньше и не догадывался о существовании этой игры. В том, что превратил свою футбольную жизнь в захватывающий блокбастер, который хочется пересматривать снова и снова.

А потом еще и еще повторял тот же самый трюк, только уже с другими командами. Нельзя винить его в том, что он родился с невероятным чувством стиля, однако он бесконечно виновен в том, что миллионы людей равняются на него. В том, что он обращал в футбольную веру тех, кто раньше и не догадывался о существовании этой игры. В том, что превратил свою футбольную жизнь в захватывающий блокбастер, который хочется пересматривать снова и снова.

Поделитесь в социальных сетях:

Комментарии: