Футбол как бизнес
«Соккер.ру» ведет счет деньгам и мечтает, что когда-нибудь российский представитель окажется в числе лучших.
В свете грядущего финансового «Fair Play» боссы клубов все чаще должны задумываться о совмещении футбольного благосостояния с экономическим. Да и болельщикам не повредят знания о том, как их любимцы себя обеспечивают, ведь все идет к тому, что умение зарабатывать станет непременным условием больших побед. Понятно, что клубы изначально возьмут старт в неравных условиях, ведь у грандов активы на миллиарды евро и отстроенная система жизнеобеспечения, в то время как маленьким клубам выживать все сложнее, вертикаль популярности непропорциональна в финансовом выражении доходов. К примеру, мадридский «Реал» по ходу предыдущего сезона заработал почти 519 миллионов евро, немножко улучшив свои прошлогодние показатели, а вот «Манчестер Юнайтед», несмотря на более значимое в процентном отношении увеличение прибыли, спустился с 3-го место на 4-е. Манкунианцы пали жертвой триумфальной «Баварии», которая озолотилась на своих многочисленных победах. И только «Барселона» осталась на втором месте и аналогичном уровне доходов с погрешностью до миллиона.
Нельзя не отметить прогресс ПСЖ за последний год. Парижане не были даже в двадцатке, а сейчас они уже на пятом месте, значит, при правильном подходе к делу и отстроенной бизнес-системе даже влитые вагонами деньги можно начать отбивать очень скоро. Впрочем, в этом месте целесообразно вставить пояснение – рейтинг «Делойт» не учитывает затраты или заработки клубов на трансферном рынке, оценивается исключительно доход от коммерческой деятельности, связанной с футболом. Фактически речь о трех направлениях – организация матчей, куда входит продажа билетов и абонементов, продажа трансляций и коммерческие заработки – реклама, продажа атрибутики и разного рода информационного контента – как в печатном, так и в электронном виде, сдача помещений в аренду, участие в выставочных матчах и многое другое.
Понятно, что тот же «Реал» никогда бы не достиг рекордных показателей дохода, не обладая активами – такими, как вместительный стадион «Сантьяго Бернабеу», за посещение которого нужно платить, или Криштиану Роналду, чьи футболки продаются в клубных фаншопах по всему миру. Сделали третий комплект формы оранжевым – извольте, господа, приобрести в коллекцию. Второе – результаты. Они влияют и на популярность в массах, и на долю призовых из фонда турнира, и на сумму, которая перепадет из пула телевизионных трансляций. Например, участие в финале Лиги Чемпионов – это несколько миллионов евро в казну, так как речь о телевизионном продукте с зашкаливающим рейтингом. Можно посчитать и прибыль от домашних матчей еврокубков – то есть, скажем, вылет «Манчестер Юнайтед» в 1/8 финала прошлой ЛЧ лишил «дьяволов» доходов сразу по нескольким направлениям – призовые УЕФА, два полных стадиона в четвертьфинале и полуфинале, телетрансляции, продукты с клубной символикой к конкретным событиям. Вот так складываются эти суммы.
А если тот же МЮ по итогам нынешнего сезона не попадет в четверку сильнейших в АПЛ, то даже в десятке самых прибыльных клубов мира остаться будет проблематично, так что бизнес бизнесом, но без футбольных побед никакой гений экономики не придумает, как озолотить ту или иную команду. В российских же реалиях сейчас даже просто в плюсе оставаться невероятно проблематично. Факторы вы уже можете назвать сами, нет активов – где стадионы, безотказные инструментарии заработков футбольных клубов? Полупустые трибуны тоже не способствуют обогащению – низкая популярность футбола и отдельных клубов даже в пределах страны, не говоря о выходе на международную орбиту, ведь «Реал», «Бавария» или МЮ – бренды планетарного масштаба, они зарабатывают по всему земному шару.
Добавляем сюда увеличенные расходы на содержание инфраструктуры в нашем климате и вспоминаем о не самых ярких выступлениях на европейской арене. Не заглядывая в карманы играющих в РПЛ легионеров и не считая деньги, потраченные на их приобретения, наши клубы действительно отстали на несколько десятилетий от своих западных коллег в плане умения строить бизнес вокруг футбола. То есть, даже если какой-нибудь наш представитель в ближайшие годы сдуру далеко зайдет в Лиге Чемпионов, то выжать максимум в финансовом плане из своего успеха не сможет, так как коммерческая деятельность не развита, и там, где гранды собирают миллионы, мы будем считать копейки. Остается верить в светлое будущее, которое, хочется верить, начнется с открытия собственных стадионов – это важная веха на пути к успеху, во всяком случае, ведущие клубы страны точно задумались о своих перспективах, остается только набраться терпения в ожидании плодов.