"Криштиану Роналду: сбывшиеся мечты"
Глава 2
Мадейра. Детство и один друг – мяч
10.20 утра. Криштиану Роналду Сантуш Авейру появился на свет. Мальчика назвали Криштиану, что означает «Избранный», потому что это имя нравилось сестре его матери, Марии Долореш, а второе имя – Роналду выбрал для него отец. Жозе Диниш восхищался тогдашним президентом США Рональдом Рейганом, который до того, как стать первым лицом государства, работал актером. Для Марии и Жозе это был уже четвертый ребенок, и остальные дети – Элма, Угу и Катя с нетерпением ждали его рождения. Семья жила в трехкомнатном деревянном доме с крышей из шифера, расположенном в районе Сан-Антониу, на склоне горы, забраться на которую было не так уж и просто.
Сегодня квартал Кинта де Фалкао разрушен, а на его месте находится пустырь. Дом снесли, когда Криштиану Роналду купил три шале в районе Сан-Гонсалу для своей матери, брата Угу и сестры Кати, которые на тот момент еще не успели обзавестись семьями. Тем не менее, это место стало центром паломничества туристов, приезжавших на остров и испытывавших желание своими глазами увидеть, где родился один из лучших футболистов современности. Правда, находили они там лишь недавно построенную площадку для мини-футбола и стоящий напротив бар с несколькими бильярдными столами. Наверное, Криштиану Роналду, делавший первые шаги с мячом по крутой улице, мечтал бы о такой площадке. Он с друзьями играл в футбол на асфальте, где стойками ворот служили камни. И приходилось быть очень внимательным, чтобы не угодить под колеса проезжавшей мимо машины или мотоцикла.
Даже в день крещения Криштиану Роналду в развитие событий вмешался футбол. Жозе Диниш выбрал крестным своего друга Фернанду Соузу, который выступал за местный футбольный клуб «Андоринья». Очередной матч начинался в 16.00, обряд был назначен на 18.00, и поскольку качество дорог в то время оставляло желать лучшего, крестный опоздал более, чем на полчаса. Впоследствии Фернанду Соуза сыграл важную роль в карьере Криштиану, поскольку это именно он привел своего крестника из «Андориньи» в «Насьонал», а потом вывел его на контакт с лиссабонским «Спортингом».
Все детство Криштиану Роналду прошло в компании с футбольным мячом, по которому он научился бить почти тогда же, когда и начал ходить. В немалой степени этому поспособствовал его отец, все свое свободное от работы время посвящавший клубу «Андоринья», где он был своего рода «человеком-оркестром». Туда Жозе Диниш и привел своего шестилетнего отпрыска, который через три года получил первую футбольную карточку за №17182 Федерации футбола города Фуншал.
Президент клуба Руй Сантуш вспоминает, что появление Криштиану Роналду произвело на него неизгладимое впечатление, поскольку он и представить себе не мог, что ребенок в таком возрасте может целый день проводить, играя в футбол.
Когда я впервые увидел его игравшим за нашу детскую команду, то сразу понял, что имею дело с настоящим бриллиантом. Конечно, я не мог предсказать, что Криштиану сумеет достичь таких вершин, но талант был виден невооруженным взглядом. И всем нам тогда бросалось в глаза, что он ни за что не хотел проигрывать, а если это вдруг случалось, то расстраивался не на шутку.
Один из его первых тренеров, Франсишку Алонсу, также сохранил воспоминания о тех временах.
Мы часто играли 3×3, и таким образом Криштиану научился управляться с мячом и соперниками на ограниченном участке пространства. Он хорошо владел обеими ногами, и очень скоро стал демонстрировать отменную скорость и быстроту движений. По субботам проходили матчи 7×7, по воскресеньям – 11×11, и во всех них он хотел принимать участие.
Криштиану Роналду не нравилось учиться, и это на самом деле было так. Единственное, чего он хотел, – это, вернувшись домой, потратить как можно меньше времени на еду, а потом, через окно в задней комнате, удрать на улицу для того, чтобы играть в футбол. Учительница в школе постоянно журила его за это пристрастие:
Ты не отдаешь себе отчета в том, что футболом ты не будешь зарабатывать себе на жизнь. То, что действительно имеет значение, – это учеба.
Матери также не удавалось повлиять на Криштиану, хотя она любила этот вид спорта и не считала, что сын-футболист – это беда. Ее кумиром был Луиш Фигу, а любимым клубом – «Спортинг»; она даже раскрасила в бело-зеленые цвета первый этаж своего нового дома в районе Сан-Гонсалу – с большой террасой и потрясающим видом на Атлантический океан.
Криштиану был маленьким и худым, и как вспоминает Паулу Серену, выступавший вместе с ним за детские и юношеские команды «Спортинга», за это его прозвали «вермишелью». Мария Долореш сильно переживала за своего сына. Тот всегда играл с ребятами старшего возраста, и она боялась, что они могут нанести ему какую-нибудь травму. Однако Жозе Диниш говорил, что его сына никогда не сломают, потому что тот очень быстрый. Настолько быстрый, что сеньор Агоштинью, в чей сад иногда залетал мяч, не успевал опередить Криштиану, отправлявшегося вызволять «снаряд» с чужой территории. Потеря мяча была бы для него слишком сильным ударом. Неудивительно, что друзья дали ему прозвище Пчелка, потому что он был маленьким, быстрым и постоянно находился в движении, перемещаясь зигзагами словно пчела.
В Фуншале всегда было два суперклуба местного значения: «Маритиму» и «Насьонал», которые контролировали все остальные команды не только в городе, но и на всем острове. Постепенно о способностях Криштиану Роналду прознали в футбольной среде, и оба клуба пожелали заполучить его в свои ряды, поскольку уровень «Андориньи» он давно уже перерос. Любопытно, что отец видел его в «Маритиму», а мать с крестным хотели, чтобы он перешел «Насьонал». В итоге президент «Андориньи» Руй Сантуш пригласил на встречу представителей обоих клубов, чтобы ознакомиться с их предложениями. Представитель «Маритиму» на встречу не явился, и Криштиану подписал контракт с «Насьоналом», который рассчитался за него экипировкой и мячами.
Нельзя сказать, что это была приличная компенсация, однако с течением времени «Андоринья» смогла извлечь выгоду как «первый клуб Криштиану Роналду». Местные власти обратили на нее внимание, и сейчас на том месте, где раньше было старое песчаное поле, располагается стадион с освещением и искусственным травяным покрытием. На Мадейре всегда говорили, что в случае с Криштиану Роналду «Маритиму» потерпел от «Насьонала» историческое поражение.
Первое, на что обратили внимание тренеры «Насьонала», увидев новичка, это его худоба и даже некоторая истощенность. Как вспоминает один из них, Энрике Талиньяш, родителям Криштиану рекомендовали кормить его получше; в частности, чтобы он шел играть на улицу не только с йогуртом и бананом в руке. Годы спустя в «Спортинге» также обратили на это внимание, и стали заставлять его съедать по две тарелки супа в день.
Свой первый региональный титул в составе «Насьонала» португалец завоевал в сезоне 1995/96. Талиньяш вспоминает, что он выделялся среди всех остальных, но при этом был слишком большим индивидуалистом.
Криштиану настолько ощущал свое превосходство над остальными, что отказывался делиться с ними мячом. Ему не нравилась роль чистого нападающего, и он предпочитал отходить назад, чтобы больше времени владеть мячом и самостоятельно начинать атаки. Следовало быть с ним очень аккуратным, так как он очень не любил, когда ему что-нибудь выговаривали на публике, в присутствии партнеров по команде. Криштиану был очень гордым. Только если ты беседовал с ним тет-а-тет, он слушал и старался выполнить твои указания.
В течение двух лет Криштиану Роналду тренировался в «Насьонале» под руководством Антониу Мендонсы, который также отмечал его склонность к индивидуализму.
Наше первое с ним «сражение» развернулось в результате попыток объяснить ему, что футбол – это коллективный вид спорта. Ему нравилось подбирать мяч на своей половине поля и тащить его до штрафной площади соперника. Партнеры по команде терпели Криштиану, потому что он забивал много голов, и мы часто выигрывали с разгромным счетом. Когда же нам доводилось терпеть поражения, он начинал плакать и выяснять отношения с остальными. Ему было все равно, против кого играть – он просто никогда не любил проигрывать.