Криштиану I Лучший

12.12.2014, 18:30

фото

Чуть более года назад я говорил, что у меня из всех чувств к Роналду наиболее сильным является уважение – за его стремление к совершенствованию, и что из-за этого чувства я даже готов закрывать глаза на его недостатки. Но, так получилось, что со временем я окончательно убедился в природе его стремления к совершенствованию.

И теперь я хочу рассказать фундаментальную историю Криштиану Роналду.

 

У Криштиану Роналду, как и у всех людей, есть некая суть. Эта суть определяет его (футбольное) поведение и проявляется в каждом его частном (футбольном) действии. В той же, мягко говоря, противной симуляции, которой он заработал свой последний (на данный момент) пенальти. Эта постыдная симуляция – лишь обычный листочек на одной из ветвей, отросших от ствола, который вырос из корня.

Из этого же корня вырос и весь игровой почерк Криштиану.

Технически он, судя по всему, образовывался на основе почерка бразильца Роналдо – в любом случае, игровой стиль Криштиану похож на стиль Феномена. Но… только технически – только поверхностно.

Португалец впитал от своего великого бразильского однофамильца, главным образом, только внешний вид всех этих финтов, а не их внутреннее содержание. Бразилец получил свое прозвище совсем не за праздные выкрутасы ногами, а за феноменальное умение контролировать мяч и за великий футбольный ум, который использовал это умение исключительно осмысленно. И его выкрутасы ногами были красивы именно потому, что были наполнены содержанием, смыслом.

Были и другие великие финтеры. Самый последний из них и, возможно, самый яркий – Роналдиньо. Его финты тоже, как и финты Роналдо, всегда были красивы, потому что никогда не были пусты.

То есть, нам следует понимать, что любой финт состоит из наружной части – пустой формы, которая сама по себе не имеет никакой ценности и значения, и собственно сути финта – мысли, в него заложенной, которой всерьез предполагается улучшить игровое положение команды или хотя бы просто переиграть игрока соперника. Финт всегда ценен и красив ровно настолько, насколько большая мысль в него заложена. Тот же остаток формы, если он наблюдается, который не имеет в себе никакой мысли, есть бессмысленным излишеством и красоты в себе никакой не содержит.

И у Криштиану Роналду в этом плане все намного хуже, чем у его бразильских предшественников. За всю историю из всех выдающихся игроков именно в игре Криштиану Роналду наибольшее количество пустой, бессмысленной формы.

Конечно, и у названных бразильцев, и у других великих атакующих игроков форма иногда могла преобладать над содержанием. В общем, и финт, сам по себе, – это уже некоторый артистизм, украшение, без которого, в идеале, можно обойтись. Но у Криштиану Роналду форма преобладает над содержанием чаще и сильнее, чем у любого другого значимого игрока.

С возрастом, что естественно, этот недостаток помалу исчезает, но полностью он не исчезнет никогда. И даже сейчас, когда ему вскоре исполнится уже 30 лет, мне достаточно взять всего лишь последний матч против «Лудогорца», чтобы привести типичный и далеко не самый яркий пример этого недостатка (хотя достаточно яркий для того, чтобы быть смешным).

Недостаток не в самих движениях ногами с мячом или без, а в том, что они не наполнены никаким содержанием – пусты, бессмысленны. В том, что они совершены ради самих себя, а не ради какой-то игровой пользы. В том, что мозг занят исполнением этих бесполезных движений, а не решением полезных, настоящих футбольных задач. И здесь вы можете видеть, чем это все оборачивается.

Этот пример может показать и общую вещь: в итоге, некая суть Криштиану Роналду определила не только его игровой почерк, но и полностью определила его, как футболиста.

Ведь его увлечение формой не могло пройти бесследно для содержания. Его увлечение формой всегда ограничивало его увлечение содержанием, что = всегда ограничивало его как футболиста.

Потому в его игровых решениях нет особой глубины и тонкости, потому он не умеет созидать игру из глубины, не делает каких-либо выдающихся передач, да и просто умных делает очень мало. Потому что он никогда не был достаточно увлечен совершенствованием этих основополагающих игровых качеств – потому что его внимание всегда в слишком большой степени было обращено на внешнюю форму игры, а не на ее суть. Потому он и совершенствует прежде всего именно наиболее осязаемые и заметные качества: физическую форму, удар.

И, конечно, обводить игроков хотя бы приблизительно так же феноменально, как это делали Пеле, Марадона, Роналдо (не называя уж другого аргентинца) и др., он тоже никогда не умел – потому что для этого тоже нужен, в первую очередь, великий ум, а не только быстрые ноги или координация тела. Все это – очень быстрые и ловкие ноги и отличная координация тела – были даны ему природой, и за счет них он отлично может действительно обводить игроков. Но и здесь он употребил свой талант в большей степени на совершенствование показных и пустых маханий ногами, а не на совершенствование своей истинной способности обводить. И даже сегодня есть немало игроков, которые не уступают, а, скорее всего, превосходят его в качестве обводки: к примеру, из молодых – Азар, Иско, Неймар.

Но почему же Криштиану Роналду стал именно таким футболистом? Почему он так увлечен внешними эффектами? Почему он так стремится к совершенствованию?

Потому что он очень хочет выглядеть лучшим в глазах публики.

А почему он очень хочет выглядеть лучшим в глазах публики?

Потому что очень хочет, чтобы публика почитала его как лучшего.

А почему он очень хочет, чтобы публика почитала его как лучшего?

Потому что он считает, что другого и не заслуживает.

А почему он так считает?

Потому что гладиолус.

Потому что нарцисс.

Вот она, его суть. Речь в данном случае не идет о нравственности, тем более, я уверен – в общем, он хороший человек, и уж явно не злодей. Речь идет о том, как его самовлюбленность определила то, каким футболистом он будет.

Она определила то, что он будет желать, чтобы публика признала его лучшим и соответственно почитала – так, как он этого и заслуживает. Это желание определило его стремление выглядеть перед публикой как можно лучше, чтобы публика его признала лучшим. Это стремление определило его стремление как можно лучше показывать себя публике, чтобы как можно лучше перед ней выглядеть. Это стремление определило его увлечение показыванием, формой и недоувлечение содержанием. И уже это непосредственно определило его как футболиста.

То есть, его самовлюбленность одновременно есть и источником его силы, и причиной слабости. Из-за нее он стремится к совершенствованию сильнее любого другого футболиста в истории, но из-за нее же само его понятие о совершенстве заключается, в первую очередь, в вещах поверхностных – наиболее показательных, а не в глубинных, которые массовой публике показать сложнее. Потому, как я уже сказал, и более совершенным он становится именно по внешне осязаемым признакам: физической форме, удару, количеству голов, – но не в более глубинной игре ума.

Помимо прочего, его продолжающееся совершенствование (в его понимании) доказывает, что он сам понимает, что есть игрок в мире, которого надо догонять, который лучше него, даже по его поверхностным представлениям: у которого голевых исторических рекордов больше, чем у него, и у которого, в конце концов, аж 4 Золотых мяча. Он это понимает совершенно явственно, словно однажды, уже очень давно, это пренеприятнейшее известие ему сообщило волшебное зеркало.

Если бы он чувствовал, что он лучший хотя бы в свое время, нам бы не пришлось так долго и так отдельно говорить о его стремлении к совершенствованию. Ведь и стремится он на самом деле не к самому высокому совершенству, а лишь к тому, чтобы публика признала его лучше остальных.

И вот именно ради этого он, чтобы выглядеть перед публикой, в частности, лучшим бомбардиром, опускается даже до таких низких симуляций, как в матче с «Сельтой». А часто может изобразить (не очень правдиво) и нарушение на себе вне штрафной для того, чтобы не показать публике, что у него по правилам отобрали мяч. А часто он симулирует уже просто по привычке. (Интересно, что его мягкость в единоборствах может объясняться не только симуляциями, но и другим следствием нарциссизма: подобная натура вообще слабо терпима к каким-либо грубостям в отношении себя и потому делает человека этаким недотрогой.) Чтобы выглядеть перед публикой как можно более важным, он давно позирует даже при исполнении штрафных, причем, уже давно не наигранно – все это позирование уже тоже стало его привычкой.

Привычкой давно стали и эти пустые, бессмысленные махания ногами, пяточки и остальные выкрутасы, которые он в большинстве случаев совершает тоже только для позирования, даже не пытаясь при этом реально обыграть игрока или улучшить командную позицию. Он предпочтет лишний раз эффектно отыграть мяч назад плечом, спиной или пяткой, чем неброско принять его на грудь и придумать полезный пас обычной щечкой. Но убрать это все нельзя – тогда его игра для публики станет совсем серой и он уже полностью выродится в великого, но узкого забивалу. Фактически же, даже отсутствие выдающихся созидательных способностей и особенной глубины и тонкости в принятии решений не настолько отдаляет его от гениальности, как эти показные детские глупости.

Все это, конечно, вряд ли помешает ему через месяц получить «Золотой мяч», но бог с ним, – пусть получает его на здоровье, садится с ним дома перед зеркалом и задает зеркалу свой вожделенный вопрос.

Дело в его будущем месте в истории.

А там все будет совсем не так, как бы желалось португальцу. Там и не может быть так.

Конечно, Криштиану Роналду – великий игрок. Конечно, благодаря большому таланту и тренировкам он совершает на поле очень много полезных дел, иначе он бы и не достиг определенного уровня величия. Но именно его самовлюбленность, которая подняла его к этому уровню, и ограничивает теоретическую высоту величия, к которой Криштиану может подняться. Ведь сколько бы он еще голов не забил, он может приблизиться только к следующей сотне голов, но не к Пеле или Марадоне.

Все это не трагедия его, но это его предел.

Поделитесь в социальных сетях:

Комментарии: